Заказать звонок
ФИО: *
Телефон (моб.): *
Ваше сообщение: *

* - поля обязательные для заполнения

  Опубликовано: 08-08-2016

              «Тибет, страна снегов… В чистейшем разреженном воздухе невесомо рисуются очертания гималайских вершин. Бездонные ледяные озера, прозрачные, как стекло. Скалы, туман, заснеженные перевалы, девять месяцев в году непроходимые для путников. Удивительные люди живут здесь. Они умеют согреваться без огня, идти без устали по горным дорогам дни и ночи напролет, заклинать злых духов гор и вод, читать мысли, летать по воздуху…»

             Из подобных вступлений состоит большинство популярных рассказов о Тибете и Гималаях, которыми переполнены книжные развалы, но среди этих фантастических историй одна заслуживает особого внимания. Хотя бы потому, что не такая уж она и фантастическая. Речь пойдет об искусстве согреваться среди снегов без одежды и костра, которое получило название туммо.

Наиболее подробное ее описание принадлежит перу известной французской путешественницы Александры Давид-Неэль, первой европейской женщины, допущенной ко многим тайнам Тибета, в том числе и к практике туммо: «Перезимовать на высоте трех-пяти тысяч метров в пещере среди снегов, будучи облаченным лишь в тоненькую одежду или вообще без таковой, и не замерзнуть – нелегкая задача. Однако ежегодно многие тибетцы успешно проходят это испытание. Такую выносливость они объясняют своей способностью вырабатывать туммо». И вот в чем это испытание состоит: «Тех, кто чувствует в себе силы выдержать этот экзамен, морозной зимней ночью приводят на берег реки или озера. Если водоем замерз, во льду пробивают прорубь. Испытания устраивают лунной ночью, когда дует сильный ветер – зимой в Тибете такие ночи не редки. Сбросив с себя всю одежду, новообращенные садятся на землю и скрещивают ноги. Каждый обматывает вокруг себя простынь, намоченную в ледяной воде, – ее нужно высушить жаром собственного тела. Как только простыня высохнет, ее опять окунают в прорубь, и ученик снова должен сушить ее на себе. Все это повторяется до рассвета. Побеждает тот, кто высушит наибольшее количество простыней…. . Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, прежде чем его признают достойным носить юбку из белой ткани - отличительный признак овладевших искусством «туммо»… «Респа» - человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани».

                 Практически все остальные авторы просто переписывают это единственное столь подробное описание практики туммо, именно поэтому и мы приводим его почти полностью. Ценность свидетельства Александры Давид-Нэель состоит еще и в том, что французская путешественница была не просто экзальтированной певичкой, очарованной тайнами Тибета, но весьма образованной для того времени женщиной. Помимо университетских курсов санскрита и истории Центральной Азии, Александра Давид­Нэель прослушала в Париже полный курс лекций выдающегося французского физиолога Клода Бернара, с которого, собственно говоря, и начинается современная физиология как объективная наука. Возможно, именно поэтому наблюдательная француженка не забывает отметить, что «"Респа" - человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани. При этом само собой разумеется, на нем может быть только один покров. Однако на Тибете нет недостатка в "респа", скрывающих под легкой хлопчатобумажной тканью теплую одежду. Эти обманщики либо настоящие мошенники, стремящиеся провести доверчивых простаков с корыстными целями, либо действительно изучавшие искусство "туммо", но слишком недолго, чтобы приобрести прочные навыки».  У нас еще будет возможность убедиться, насколько справедливо это наблюдение отважной путешественницы. Все остальные авторы, упоминавшие о практике туммо и респа, как правило, самих монахов непосредственно не наблюдали, и в лучшем случае просто дают ссылку на описание Александры Давид-Нэель. Большинство отечественных читателей впервые познакомились с этим явлением, как и вообще с таинственным «учением йогов», в популярнейшем в свое время романе советского писателя-фантаста Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Иллюстрацией к туммо служит известная картина Николая Рериха «На вершинах», на которой мы видим обнаженного монаха-отшельника, сидящего на вершине горы с подтаявшим под ним снегом. 

 

 

<< вернуться к списку